
Анализ дорожно-транспортных происшествий показывает, что почти половина из них происходит по вине детей. Наиболее уязвимыми участниками дорожного движения являются слабовидящие дети. Важнейшей и неотъемлемой частью социальной защиты слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста является обучение навыкам безопасного поведения на дорогах города. Мыслительная и познавательная деятельность мозга таких детей базируется на слуховом, двигательном, тактильном восприятии, то есть любых сохранных анализаторах.
Для слабовидящих детей характерна острота зрения с очками от 0,05 до 0,2. Даже при таком нарушении зрение остается основным средством восприятия. Зрительный анализатор является ведущим в учебном процессе, другие анализаторы его не замещают, как у слепых. Обзор окружающей действительности сужен, замедлен и неточен, поэтому для слабовидящих детей характерны ограниченность и искажение представлений; замедлены процессы запоминания, мыслительные операции, затруднена ориентация в пространстве. У многих слабовидящих нарушено цветоощущение. Характерны также раздражительность, замкнутость, негативизм, связанные с неудачами. При обучении слабовидящие дети испытывают ряд трудностей: трудности узнавания характерных внешних признаков предметов из-за нечеткости и замедленности При зрительной работе такие дети быстро утомляются, что способствует дальнейшему снижению зрения, а также снижению умственной и физической работоспособности.
Поэтому родителям совместно с педагогами при обучении слабовидящих детей ПБПД особое внимание необходимо уделять формированию сенсорных эталонов, предметных представлений, развитию восприятия глубины пространства, развитию навыков ориентировки, развитию предметной деятельности, развитию восприятия сюжетных картин, развитию у детей таких качеств, как внимание, наблюдательность, координация движений, гибкость мышления, что способствует развитию психологических качеств, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения.
Опираясь на возможности дошкольного детства, особенно актуально проводить работу по обучению правилам безопасного поведения ребенка на дорогах. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.
Основными целями подготовки дошкольников к безопасному поведению на дорогах являются снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста, формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.
Важнейшими задачами воспитания и обучения детей для родителей является подготовка ребенка к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе, обеспечение личной безопасности в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах.
Непрерывность процесса овладения культурой поведения на дорогах обеспечивается поэтапным и планомерным усвоением понятий и правил во время бесед, игр, чтения книг, заучивания стихов, прогулок, экскурсий и в повседневных реальных жизненных ситуациях. Родителям рекомендуется знакомить детей с информацией о безопасном поведении в быту, на дороге, в общественном транспорте и приобретает навыки безопасного поведения в окружающей его действительности.
Необходимо знакомить детей с правилами безопасного поведения на дороге, последовательно постепенно усложняя информацию для восприятия от беседы к беседе.
Наиболее значимые, устойчивые результаты при обучении слабовидящих детей дает систематическое повторение информации.
Дети должны научится:
- ориентироваться на звуковые и (или) световые сигналы светофора;
- вести себя корректно в автобусе, трамвае, троллейбусе и на дороге;
- переходить дорогу в установленных местах;
- анализировать ситуацию, определять потенциальную опасность и корректировать поведение.
Важным условием обучения слабовидящих детей– комфортная психолого-педагогическая атмосфера и максимальная концентрация внимания ребёнка во время занятий, бесед. Для запоминания и вовлечения в процесс обсуждения неактивных детей проводят занятия в форме вопросов-ответов или игры.
Закрепление пройденного материала, рекомендуем родителям проводить в непринужденной форме в семейном кругу, используя практические опыты, проговаривание происходящего на дороге, объяснение действий родственников, окружающих людей. Пример родителей, отрицательный или положительный, формирует соответствующий стереотип поведения у дошкольников-инвалидов. Создание базы навыков и умений, позволяющих безопасно существовать в социуме, определяется уровнем ответственности и готовностью соблюдать правила дорожного движения в семье.
Проверка знаний осуществляется путем устного разбора дорожной ситуации, анализа точности, аргументированности ответов ребёнка, моделирования действий, ролевых игр, сравнения начального и конечного объема информации, усвоенной детьми.